
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Нам понятно для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык?
Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всех остальных мышц, гимнастика просто необходима. Ведь язык ребенка должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Звуки в слове произносятся не в отдельности, а один за другим, поэтому органы артикуляции должны обладать способностью быстро и плавно менять свое положение. Важной предпосылкой становления четкой, разборчивой речи и успешного обучения грамоте является умение органов артикуляционного аппарата плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно.
Цель артикуляционной гимнастики (для детей используется понятие «зарядка для язычка») – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить речевую гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Выполнять артикуляционную гимнастику с детьми старшего дошкольного возраста необходимо в течение 5 – 7 минут. Упражнения выполняются перед зеркалом. Взрослый следит за точностью и правильностью, плавностью и симметричностью движений по отношению к правой и левой стороне лица. Родители, если вам не совсем понятно, как должно выполняться какое-либо упражнение, обратитесь к логопеду. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. В начале работы может быть напряжение речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
Красивая, правильная речь – один из факторов успешного обучения ребенка в школе. Детям, с нечеткой дикцией значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Не забывайте про ежедневную зарядку для язычка – это ведь всего 5-7 минут!!!
* * * * *
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
3. Правильно выбирайте время для занятий:
— шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном;
— ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;
— недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;
— начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после обеда или прогулки.
4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
6. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
7. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
8. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.
9. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
10. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его Вы. Ведь учитель-дефектолог наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.
11. Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий, ориентируйтесь на индивидуальные возможности и способности своего ребенка.
12. Продолжительность одного занятия может составлять от 10 минут и не должна быть больше 15- 20 минут.
13. Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что Ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или Вам что-либо непонятно по его выполнению.
14. Главные помощники при выполнении домашнего задания с ребёнком — терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
15. Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Выполнение данных рекомендаций позволит Вам отследить положительную динамику развития своего малыша, а Ваша совместная работа с учителем-дефектологм поможет Вашему ребенку преодолеть имеющиеся нарушения и сформировать у него уверенность в своих силах и возможностях.