Профилактика насилия в семье

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Виды и признаки насилия

Физическое насилие

Особенности внешнего вида, характер травм:

—  множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

—  синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;

—  задержка физического развития (отставание в весе и росте);

—  признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Особенности поведения

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта с взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.

подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

Особенности внешнего вида, характер травм:

— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

— расширение ануса;

— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

— заболевания, передающиеся половым путем;

— беременность;

— повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

— резкие изменения веса;

— вагинальные кровотечения;

— психосоматические расстройства.

Особенности поведения

дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.

Психологическое насилие

Особенности внешнего вида, характер травм:

— задержка физического и умственного развития;

— нервный тик;

— энурез;

— печальный вид;

— соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

Особенности поведения

— беспокойство или тревожность;

— нарушение сна;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— агрессивность;

— склонность к уединению;

— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

— угрозы или попытки самоубийства;

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

— низкая успеваемость;

— пониженная самооценка;

— нарушение аппетита.

Пренебрежение

Особенности внешнего вида, характер травм:

— утомленный, сонный вид, опухшие веки;

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

— задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

— задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

— многократная госпитализация в отделения скорой помощи;

— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности поведения

— постоянные голод и/или жажда;

— кража пищи;

— стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;

— подавленное настроение, апатия;

— пассивность;

— агрессивность и импульсивность;

— делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

— неумение общаться с людьми, дружить;

— неразборчивое дружелюбие;

— регрессивное поведение;

— мастурбация;

— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

— низкая самооценка.

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

Социальные проблемы семьи

— неполная или многодетная семья;

— семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;

— семьи с приемными детьми;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

— социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;

— стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

— использование физического и психического насилия в качестве наказания;

— незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи

— психические заболевания (психоз, депрессия);

— критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

— умственная отсталость;

— недостаточный самоконтроль или импульсивность;

— наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к — уголовной ответственности за половые преступления;

— родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:

— нежеланный ребенок;

— наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

— низкая масса тела при рождении, недоношенность;

— врожденные уродства;

— нелюбимый ребенок в семье;

— сходство с нелюбимым родственником;

— нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

— высокоодаренный или талантливый ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.